Фрески

Русские иконописцы 17 века, трудившиеся над росписью храмов, без преувеличения заботились о том, чтобы прославить свой родной народ. Но едва ли они могли предполагать, что через века их искусство получит мировую известность. Они искренне вкладывали в свои произведения тепло своего сердца, доверяясь собственному чувству. На протяжении столетий «стенное письмо» — фрески, являлись одной из ведущих областей древнерусского изобразительного искусства. Наиболее значительные художественные достижения и успехи можно отнести к мастерам фрески волжских городов Ярославля и Костромы. Реставрационные работы конца 20 века возвратили многим фрескам первоначальный вид.
Эксклюзивность техники фресок заключается в том, что они выполнялись по штукатурке в сыром виде, как только она схватывалась. Начальный слой краски пигментировался на водной основе; после высыхания слоя штукатурки, его слой покрывался специальной пленкой на кальциевой основе. Данная пленка надежно защищала фрески от воздействия влаги. Заключительный этап работы с фресками был связан с проработкой их красками, разведенными специальным (пшеничным) клеем или яйцом, иногда в краску добавлялось растительное масло, олифа. Чтобы работать по сырой штукатурке, необходимо строго соблюдать технологию. «Левкас», как правильно называют штукатурный грунт, готовится из старой извести, которая хорошо и многократно промыта и перелопачена. В связи с этим процесс твердения и карбонизации известняка замедляется до одного-двух дней – срока, необходимого для осуществления работ. Готовая штукатурка наносится на стену или потолок отдельными участками, которые расписываются, пока грунт не затвердел, при промедлении данный грунт может быть не достаточно прочен для письма. Фрески сохраняются столетиями. У этой живописи бархатистый вид. Пигмент, при проникновении в тонкую кальцийную пленку, приобретает на расстоянии свою «звучность», «глубину». В технике фрески требуется не только применять высококачественные материалы, подготовка и организация материальной части производства, но и конструктивный подход к тематике росписей, составления эскизов фрески. В отличие от техники масляной или темперной живописи, менять тематику фрески в процессе работы нельзя, это потребовало бы замены грунта. Иконописцы, поднимаясь на строительные леса и, приступая к выполнению фресок, имеют ясную программу как в целом, так и в деталях.